ЗЕРНОВА
Екатерина Сергеевна

9 апреля 1900, — 1995,

Живописец-монументалист, график, художник театра. Работала как иллюстратор и оформитель книг, делала плакаты, оформила ряд театральных спектаклей. Заслуженный художник РСФСР (1974).

Живописец-монументалист, график, художник театра. Работала как иллюстратор и оформитель книг, делала плакаты, оформила ряд театральных спектаклей. Её станковые вещи выполнены в характерной плакатной манере, столь свойственной художникам ОСТа. Заслуженный художник РСФСР (1974). Доцент. Родилась в Симферополе, жила, работала и умерла в Москве. В 1917 г. окончила художественную студию Ф.Рерберга. Затем училась на физико-математическом факультете Московского университета. Училась в Государственных свободных художественных мастерских (1919-1924) у И.Машкова, а затем у А.Шевченко и Д.Штеренберга. Активный член Общества художников-станковистов (ОСТ) (1928-1931), в 1927 г. участвовала в первой выставке ОСТ. После раскола ОСТа вступила в "Изобригаду" - общество, объединившее приверженцев "производственной тематики". Член Союза художников СССР. В творчестве Е.С.Зерновой основное место занимают монументально-декоративные произведения: росписи, мозаики, рельефы, аппликации. Как станковист прославилась картиной "Передача танков" (ГТГ). Участвовала в выставках Всесоюзного общества культурных связей с заграницей (ВОКС) (1929-1933). В 1936 г. в Москве прошла первая персональная выставка Зерновой. В начале 1930-х гг., после разгрома художественных группировок, влившись в стройные ряды художников-соцреалистов, она долгие годы была почти неотличимой от своих коллег. В послевоенные годы художница работала в театре и кино (совместно с Ю.Пименовым), преподавала в Московском текстильном институте. С конца 1950-х гг. работала как художник-монументалист (живописные и мозаичные панно для выставочного зала в Ялте, химического комбината в Салавате, Института океанологии и Музея антропологии в Москве). В последние годы своей жизни Е.Зернова писала цветы. Яркие, жизнелюбивые натюрморты последних десятилетий возвращали художницу в дни ее мо¬лодости - к первой выставке ОСТа, задору "Изобригады", спорам о путях развития живописи. Эти многочисленные и разнообразные работы показывают, что за долгие годы художницей не был утрачен ни могучий, почти мужской творческий темперамент, ни великолепная вхутемасовская выуч¬ка. Произведения находятся в ГТГ (Москва), Музее современной истории России (Москва), Архангельском областном музее изобразительных искусств, Пензенской областной картинной галерее, Астраханской картинной галерее им. Б.М.Кустодиева, Музее искусства Каракалпакии им. И.В.Савицкого (Нукус, Узбекистан), Национальном музее (Варшава), а также в частных коллекциях Рэйнолда Джонсона и Мэтью Боуна.