Живописная работа "Театральная ложа" (1909) открывает эту выставку. Господин и дама смотрят из ложи на того, кто смотрит на работу, - то есть на нас. Мы - это сцена, мы - это действие, мы - это пьеса. Валлоттон драматургически изощрен: его искусство, особенно живописное, то перемещает зрителя на сцену, то актера в зеркало, то сцену в воду. И в зыбком водном отражении может вдруг возникнуть буднично определенный интерьер, в котором опять разыграется сцена из остросюжетной драмы. Или потом все уйдет под воду. Но так, чтобы зритель видел отражение.

Театр Валлоттона - в самом зрителе, который иногда даже включен в сценографию. Например в форме реквизита: как бюст самого художника на камине в живописной работе "Красная комната". Драматургическая игра происходит на полях зрения. У зрителя Валлоттона оно особое: это не сценическая площадка - зеркало сцены, где происходит действие, а еще один театр в театре - возможно, за зеркалом. Зритель смотрит совсем не в сторону того спектакля, на который, кажется, пришли мы. Как в той же "красной комнате", где зеркало театрально обрамляют кулисы.

Во времена Валлоттона представление о драматургии как о театре внутри зрителя складывалось в интертекст эпохи, автором которого был и Николай Евреинов. В своей книге "Введение в монодраму" (Петербург, 1909) последний описывает монодраму как понятие и как теорию: это представление, которое стремится к передаче зрителю душевного состояния действующего, "являя на сцене окружающий мир таким, каким он воспринимается действующим в любой момент его сценического бытия". И главный здесь - зритель.

Выставка жившего в Париже, почти неизвестного в Германии и очень почитаемого на родине швейцарского художника Феликса Валлоттона (1865-1925) представляет девяносто живописных работ из известных тысячи семисот. При жизни он был более всего востребован как график-иллюстратор, сотрудник авангардных периодических французских и немецких изданий, иллюстратор литературных текстов - например поэзии Поля Верлена. В России еще до начала двадцатого столетия его в качестве иллюстратора упоминает "Мир искусства".