Два проекта - "Память полей" и "Переучет" - были показаны в марте-апреле в Петербурге молодыми художниками, претендующими на статус актуальных. Шестьдесят авторов заняли два новых больших пространства, выставки стали событиями вялой весны 2008 года. Вопрос - быть или не быть современному искусству, во всяком случае в его российской версии, перешел из разряда благодушно теоретических в сурово практический.

Показ значительного количества художников одного возраста обязательно провоцирует разговор о поколении. Сейчас он особенно важен, когда речь идет о начинавших свои карьеры вместе с веком. Этой генерации пора доказывать свою способность оплачивать гамбургский счет, иначе всю сумму надежд придется списать на невозвратные убытки.

Предыдущее поколение, назовем его по именам трех (на чем не настаиваю) лидеров - Петра Белого, Виталия Пушницкого и Петра Швецова, сумело высказаться. Не всегда ему хватало дыхания, художники сбивались на дизайн и коммерческие вещи. Но в лучших произведениях они поймали тему, которая стала главной для актуального искусства 90-х годов. Это приход свободы, отягощенный травматической утратой "победоносного и неизбежного наступления светлого коммунистического будущего" и страхами перед развернувшимся в полный рост диким капитализмом.

Легко объяснить неудачи нынешних 25-летних общественной ситуацией. Спрос на коммерческое при высокой себестоимости производства качественного продукта любого направления почти не оставляет никакого выбора. Вспоминается изданная в начале 2004 года книга "Здесь и сейчас. Современное искусство в России", где были опубликованы интервью с ведущими российскими кураторами, представлявшими Россию на Венецианских биеннале 1990-х годов. За пять лет кое-что изменилось. Частные галереи накачали финансовые мускулы и уже самонадеянно не нуждаются ни в помощи, ни в советах. Актуальное искусство по-прежнему лишено стабильной государственной поддержки. Вытесняемое масс-медиальной дребеденью, оно не по своей воле все дальше сдвигается в маргинальную зону. Московская биеннале делается не благодаря, а вопреки. Про регулярные скандалы с выставками и говорить нечего.