Стоя у своего любимого эрмитажного шедевра, вы слышите поскрипывание полов, шорохи и шарканье ног, голоса экскурсоводов... Часть вашего восприятия арт-объекта - неплотный гул, изредка пробивающийся высокими тонами (детских?) голосов, составленный из этих и еще множества разнообразных трудно идентифицируемых акустических фрагментов, вплоть до звуков собственного дыхания и звона в ушах. Есть еще, конечно, запахи... например пыли, а также прохлада и гладкость античных мраморов - но я хочу поговорить только о звуке.

Повод для такого разговора - "Sound Images" (оставляю оригинальное название - перевод получается то слишком легкомысленным - звуковые картинки, то чересчур патетичным - звучащие образы), одна из текущих тематических выставок из собрания Музея современного искусства в Монреале. Работы, представленные на ней, так или иначе включают в себя звуковые эффекты, то есть воздействуют на человека звуком - или его отсутствием.


Большой выбор онлайн-игр всегда есть на сайте igrygonki.su, в том числе есть и игры гонки на выживание


Несомненно, любое произведение имеет акустическое измерение, которое может быть как спонтанным, так и сознательно смоделированным. В привычных рамках искусства это измерение часто игнорируется - так же как тактильное, вестибулярное, обонятельное - все, кроме визуального. В изолированном от окружающего мира выхолощенном тепличном пространстве академической традиции звук обрезается, "купируется" (пример тому - цвет в скульптуре).

Жанровые, технические и тематические границы современного искусства размыты - если вообще стоит говорить о них всерьез. Красивое лессинговское "разделение видов" на временные и пространственные сейчас определенно неактуально - работа художника, обладающая звуковой компонентой, как длится, так и занимает пространство: произведение искусства уже давно не четко очерченная "вещь в себе" со строго регламентированными функциями. Стратегически искусство ныне может быть социальной и политической критикой, интервенцией в общественную среду, частью повседневной жизни, и в таких условиях акустический объект зачастую является оптимальной формой для высказывания. Звук все чаще выступает дополнительным мощным орудием для создания "атмосферы произведения" и максимального включения зрителя в поле ее воздействия. Более того, зрителю уже недостаточно быть просто наблюдателем со стороны. Чтобы полноценно воспринимать арт-объект, желательно ощущать его изнутри, взаимодействовать с ним - по удачному определению канадского критика и куратора Лесли Джонстоун, "быть частью произведения искусства в порядке его завершения". Таким образом, зритель становится интеграционной частью художественного объекта, где осознанно используемый звук - связующая субстанция.