Можно представить ландшафт как сценографию, в которой проживают пьесу. Мизансцены проживания составляют в ней переживания, а сцену выгораживают горизонт и оптика взгляда. Тогда сценографом может быть случай, драматургом - время, а режиссером, например, смысл. Почти музыкальное чувство "переживания ландшафта" описал в своей книге искусствовед и музыковед герцог Карл Грегор Мекленбургский. Его дворянско-усадебные ландшафты - особые, формирующие образы, и сценография там исполнена меньше случаем, а больше традицией.

 

Традиционный ландшафт графини Беттины фон Бернсторфф, связанной родственными узами с герцогом Мекленбургским, превращен ярким сценичным действием и высоким переживанием в необыкновенный, почти причудливый, но сохранивший обязательные традиции. Переживания ландшафта Беттины связаны с Петербургом, где графиню литературно называют "графинюшка" и где полтора десятилетия она руководит созданным для поддержки петербургской музыкальной жизни Гартов-фондом.

Местечко Гартов, давшее название фонду, находится в Нижней Саксонии на бывшей границе между Восточной и Западной Германией. Более трехсот лет назад поместье Гартов из двадцати четырех деревень на песчаных почвах и болоте купил Андреас Готлиб фон Бернсторфф. Бернсторффы преобразовали гартовский ландшафт: осушили болото, вырастили сосновые леса, возвели барочный замок и создали устав, который регламентировал жизнь рода. Главным в уставе было правило - созидать и сохранять для будущего. Еще в уставе были прописаны правила путешествий - много ездить, но всегда возвращаться, принципы ведения хозяйства - не расщеплять единое, приоритеты при выборе жены - высокий дух, цели воспитания - исполнение обязанности. И в основе всего - чем больше тебе дано, тем больше ты обязан.