В очередной раз Московский Дом фотографии под управлением вечно бодрой Ольги Свибловой привозит в столицу тонны и тонны фотографической руды. Чем больше выставочных залов задействует Фотобиеннале, тем острее возникает нужда во внятной концепции или хотя бы в базовом маршруте для зрителя.

Биеннале пока остается всего лишь лабиринтом, в котором нужно самостоятельно отыскивать входы и выходы.

Если обычно в Москве можно посмотреть фотовыставки в специально отведенных для этого местах, то в марте практически каждая галерея посчитала нужным показать что-то, связанное с биеннале. В последний раз подобное единомыслие московские частные институции демонстрировали в связи с президентскими выборами (пять галерей показывали выставки, прямо или косвенно связанные с передачей властных полномочий от одного высокопоставленного чиновника другому). Иначе и не может быть: интерес публики к изобразительному искусству растет пропорционально важности какого-либо события.

С каждым разом у Фотобиеннале находится все больше критиков. Многим не нравится, что в программе мероприятия приходится долго разбираться. Нет стратегии, общей идеи, четкого, хорошо разработанного маршрута. Но пока кажется, что целевую аудиторию особенно не смущает путаная структура. Зрители в основном хотят ощущать себя частью огромного события, и необходимость плутать по лабиринтам арт-центра "Винзавод" в поисках нужной выставки не пугает поклонников фотоискусства.

Фотобиеннале славится тем, что размывает границы между разными жанрами фотографии, и авторы этого проекта часто имеют разную профессиональную идентичность. В выставочных залах можно с равным успехом встретить художника, использующего фотографию как средство создания произведений с повышенным эффектом реальности, прославленного репортера, ловца момента и человеков, и модного фотографа, представителя особой касты внутри этой демократичной профессии.

Валентин Дьяконов