Один из великих стариков европейского модернизма, Оскар Кокошка пришел в искусство через литературу и театр. В юности им были написаны такие знаковые вещи, как пьесы "Сфинкс и терновник", "Иов", "Грезящий мальчик", а также скандальное произведение "Убийца - надежда женщин" и знаменитая афиша к нему.

 

Всматриваясь в иллюстрации художника к его собственным драматургическим опытам, приходишь к выводу о понимании им искусства, да и жизни в целом, как напряженного, взвинченного до предела действа. Это впечатление усиливается эффектом ранней живописи Кокошки, где каждый удар его кисти кажется то криком, то гримасой, то конвульсией. Можно сказать, что этот и сегодня современный мастер еще в начале XX века, добиваясь признания в эстетствующей Вене эпохи крушения старого мира, предвидел не только появление "живописи действия", но и рождение венского акционизма.

Отношения с австрийской столицей у художника складывались непросто. С 1905 по 1909 годы, в период обучения в венской Школе декоративного искусства (где среди преподавателей был и Густав Климт), 16-летний Оскар, отданный туда родителями, совсем не ценил занятий живописью. Его страстным увлечением была литература, и вскоре на прилавках книжных магазинов появился плод творчества юного студента - драма в стихах "Грезящий мальчик - Enfant Terrible" с иллюстрациями автора, признанными на тот момент чуть ли не порнографией. А уж когда из-под пера Кокошки вышла пьеса "Убийца - надежда женщин", прямо-таки изобиловавшая эротикой и сценами насилия, его и вовсе отчислили из школы. Позднее критики напишут, что эта и другие пьесы Кокошки положили начало театру экспрессионизма в Германии, а афиша к "Убийце…" станет одним из главных произведений австрийского экспрессионизма.

Но тогда, в 1910 году, оставшись без стипендии и без заказов, великовозрастный сорванец уезжает в Берлин, где делает рисунки для очень подходящего ему по названию и по духу журнала "Буря". Целый год каждый номер "Бури" выходит с обложками Кокошки, и в 1911 году художник триумфально возвращается в Вену уже в качестве помощника преподавателя той самой Школы декоративного искусства, из которой его недавно отчислили. Тогда же в Вене открывается большая персональная выставка Кокошки, которую торжественно посещает эрцгерцог Франц-Фердинанд. Результат этого посещения был неожиданным: "Этому господину нужно переломать кости!" - воскликнул с негодованием наследник трона за три года до своего убийства в Сараеве.


Онлайн чат бонга камс Сотни партнеров для видео-чата