Этой весной в Риме лицо мужчины в латах с портрета кисти Себастьяно дель Пьомбо из Хартфорда смотрит на зрителя даже с кузова юркого местного автобуса. Первая монографическая выставка художника открыта в палаццо Венеция до 18 мая.

Венецианец Себастьяно Лучани (1485-1547), ученик Беллини и Джорджоне, в 1511 году приехал в Рим в свите Агостино Киджи, чтобы принять участие в работах по украшению новой виллы банкира на берегу Тибра, доставшейся потом семье Фарнезе. Теперь в живописной декорации Фарнезины есть его "Полифем" рядом со знаменитой "Галатеей" Рафаэля, и там же фрески девяти люнет. Поклонники искусства художника могут еще зайти в церкви Санта Мария дель Пополо и Сан Пьетро ин Монторио, чтобы увидеть его молельные образы в той среде, для которой они были созданы. Вот и куратор выставки в палаццо Венеция уделяет особое внимание религиозным композициям Себастьяно (в Риме он стал хранителем папской печати и получил прозвище дель Пьомбо).


Играйте и выигрывайте реальные деньги на виртуальных игровых аппартах онлайн. Новинка - Игровой аппарат Арабский Караван с повышенным бонусом


Как истинный венецианец, Себастьяно был выдающимся колористом и мастером портретной живописи. В Риме он познакомился с Микеланджело, который, как принято считать, в пику Рафаэлю стал тайно писать за молодого художника. Поэтому Себастьяно не просто был под обаянием манеры Микеланджело - он воплощал замыслы титана в технике масляной живописи, в венецианском свете, цвете и с пейзажами.

В залах выставки последовательно представлены: венецианский период в искусстве Себастьяно (отметим две чудесные доски с рождением и смертью Адониса из музея Амедео Лиа в Ла Специя), его знаменитые портреты, в том числе упоительные женские, а также композиции на темы из Священной истории. В разделе графики, который будет существенно расширен, когда выставка переместится в Берлинскую картинную галерею, есть три рисунка Микеланджело - для сравнения. В отдельном зале - искусство последователей Себастьяно дель Пьомбо в Испании. В разделе под названием "Себастьяно и Контрреформация в Риме" - композиции Франческо Сальвиати, Якопино дель Конте, Гаспаре Челио, Марчелло Венусти и Шипионе Пульцоне. Себастьяно предстает здесь главой целого направления в римской живописи. "А не был ли именно Себастьяно дель Пьомбо в некотором смысле основоположником искусства Контрреформации, которое, в свою очередь, представляло собой определяющий и характерный аспект так называемого "маньеризма"?" - задумывается куратор выставки Клаудио Стринати1. Действительно, почему бы и нет? В некотором смысле - был.